Владимир Малеев, XEROX: «Выигрывает тот, кто делает ставку на современное оборудование».
Судя по оценке аналитической компании IDC, рынок печатной периферии в Казахстане за прошлый год упал почти на 50%, но специалисты считают – рынок стабильно развивается. О тенденциях рынка в Казахстане мы поговорили с главой Представительства Xerox в Центральной Азии – Владимиром Малеевым.
На какие доли распределен рынок между игроками?
По данным IDC, за прошлый год компания Xerox нарастила свою долю на рынке печатных устройств A3 и А4 формата (включая персональные модели), несмотря на то что в сегменте цветных устройств рынок упал на 36%, а в сегменте монохромных — на 47% в количественном выражении.
На какие сегменты поделен рынок? Кто покупатели?
По формату и производительности на рынке печатной техники можно выделить два основных сегмента. В первый входят принтеры и МФУ A4 формата, в том числе персональные модели. Во второй — устройства A3 формата и высокопроизводительное оборудование. Обе эти группы, в свою очередь, делятся на сегменты устройств для цветной и монохромной печати.
У каждого сегмента на рынке есть своя целевая аудитория. Если в целом говорить о клиентах представительства Xerox в Центрально-Азиатском регионе, в их число входят субъекты малого и среднего бизнеса, крупные компании, организации госсектора и другие категории покупателей.
Какой сегмент показывает наибольший рост/падение? С чем это связано?
В прошлом году рынок печатных устройств показал падение и в денежном, и в штучном выражении. Это можно объяснить трендами, характерными для всей национальной экономики. За прошедший год рынок печатного оборудования формата А3 упал на 44%, падение цветного печатного оборудования формата А3 составила 23%, а монохромного 34% в штуках, что говорит о сохранении тенденции перехода на цветную печать. Рынок принтеров и МФУ A4формата сократился на 46%. При этом в сегменте сетевых принтеров и МФУ формата А3 и А4 объем падения составил 42%, а в сегменте несетевых персональных моделей — 47%.
Рынок переживает "свободное плавание" нацвалюты, как изменилось поведение покупателей?
Сегодня некоторые компании предпочитают откладывать покупку новых промышленных машин до лучших времен или отдают предпочтение более дешевым моделям. Однако практика показала, что выигрывает тот, кто делает ставку на более современное оборудование, уменьшая стоимость печатной продукции и расширяя производственные возможности. Аутсайдеры покидают рынок, ниши освобождаются, и сильнейшие добиваются успеха.
Очевидно, что в этих условиях меняется финансовая емкость рынка, а бюджеты подвергаются пересмотру и сокращению. Разумеется, это напрямую влияет на бизнес-результаты и объемы продаж вендоров. В этих обстоятельствах мы приняли решение не делать «резких движений» и видим свою основную задачу в сохранении стабильности в отношениях с партнерами.
Страна постепенно увеличивает возможности для электронного документооборота. Отразилось ли это на продажах печатной техники?
Это никак не отражается на продажах печатной техники. Дело в том, что электронный и безбумажный документооборот — это не одно и то же. Бюрократическая составляющая документооборота до сих пор зависит от бумажных носителей, которые используются в сфере межкорпоративных отношений. Разумеется, такое положение дел не приводит к формированию безбумажного офиса. Крупные корпорации уходят от бумаги, если расходы на печать и пересылку бумажных документов настолько велики, что их сокращение заметно улучшит финансовые показатели. Это, как правило, относится к документообороту с внешними контрагентами. Во внутреннем документообороте организации расходы на бумагу редко бывают крупными.
Электронный документооборот необходим, скорее, для повышения производительности сотрудников, соответствия внешним и внутренним регулятивным требованиям. Оптимизация расходов на бумагу чаще всего не рассматривается в качестве приоритетного направления. Общая тенденция такова, что при переходе на ЭДО объем печати документов в компаниях не только не сокращается, но и зачастую значительно увеличивается. Это происходит на этапе внутреннего согласования. Отсутствие юридической силы электронных документов в ряде СЭД (систем электронного документооборота) также является определяющим фактором, который влияет на объем распечатанных документов.
Что же касается рынка в целом, можно отметить, что с внедрением систем ЭДО у потребителей изменились требования к печатным устройствам. Большой интерес у заказчиков вызывает сегмент высокопроизводительных офисных аппаратов. Кроме того, компании переходят на сетевые устройства. Мы наблюдаем тенденцию увеличения ассортиментного предложения вендоров в области мобильной и облачной печати, а также оцифровки документов.
С переходом на электронный документооборот покупателей стали интересовать дополнительные возможности, такие как отправка отсканированных отпечатков по различным маршрутам (в сетевые папки, облачные хранилища данных, на электронную почту и так далее). Все это формирует спрос, смещенный в сторону производительных моделей с расширенным функционалом. Современные компании и простые пользователи переходят от простых принтеров к многофункциональным устройствам (МФУ), совмещающим в себе несколько функций, например копира, принтера и сканера. Такие устройства открывают множеством преимуществ от экономии средств до более эффективного использования пространства. Популярны и устройства для цветной печати, стоимость отпечатка которых сегодня приближается по цене к монохромному.
Естественно, компании инвестируют в повышение эффективности ИТ-инфраструктуры и организацию электронного документооборота. И такие показатели, как скорость, качество печати и стоимость отпечатка, перестали быть главными факторами, влияющими на решение о покупке печатного оборудования. Более важными становятся такие параметры техники, как возможность сетевого подключения, наличие порта USB и модуля Wi-Fi, возможность удаленного администрирования и управления печатными процессами. Огромное внимание уделяется и вопросу защиты конфиденциальной информации.
Можно ли, если не производить, то собирать печатную технику в Казахстане?
В ближайшее время Xerox не планирует осуществлять производство и сборку оборудования в Казахстане.
Прогнозы на предстоящие пару-тройку лет, которые, как предсказывают власти, обещают быть трудными и заставят граждан экономить.
Состояние экономики напрямую влияет на покупательную способность граждан. В этих условиях компания Xerox выработала для себя два стратегических направления в работе и сохранила лидирующую позицию на рынке устройств печати. Первое направление — концентрация на работе с существующими партнерами, а именно повышение качества партнерских программ. Второе направление — увеличение количества партнеров на территории Казахстана.
За два десятилетия компания зарекомендовала себя как надежного поставщика и партнера, с которым выгодно и комфортно сотрудничать. Наша стратегия и наши действия предсказуемы и понятны. Мы всегда гарантируем партнерам всех уровней хорошую маржу и защищаем их заработок и сделки. В условиях замедления темпов развития рынка и роста конкуренции мы сосредоточились на направлениях с высоким потенциалом, в том числе на бизнесе услуг аутсорсинга офисной печатной инфраструктуры (MPS). Кроме того, наше предложение на рынке непрерывно расширяется, пополняясь новыми решениями.